Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Многие достаточно часто сталкиваемся с патологиями в сфере психики человека. Особое место среди них занимают заболевания детского возраста, например, аутизм. Итак, что такое аутизм, и кто это такие — аутисты?

До начала 20-го века никто не знал, кто такие аутисты. Впервые термин «аутизм» для обозначения заболевания был предложен венским психологом в 1938 году на его лекциях нейропсихологии у детей.

Аутизм у детей диагностика заболеванияА в 1943 году данную патологию признали как самостоятельную нозологическую единицу ученым Лео Каннером, который назвал ее «инфантильным аутизмом».

Несмотря на быстрое прогрессивное развитие медицины, этиологические факторы до конца прошлого столетия не были освещены на достаточном уровне, но в наше время истинным светилам мировой науки удалось отчасти выявить предрасполагающие факторы данного заболевания, а именно:

Аутизм факторы заболевания

  1. Генетические мутации.
  2. Внутриутробные инфекции (чаще всего — краснуха).
  3. Родовые травмы и различные аномалии развития плода (в том числе и повреждение головного мозга в следствии резус-конфликта).
  4. Профессиональные вредности матери (контакт с тяжелыми металлами, растворителями, выхлопами дизельных двигателей, фенолами, пестицидами).
  5. Вредные привычки родителей (наркомания, курение, алкоголизм).
  6. До недавнего времени считалось, что одним из этиологических факторов развития аутизма является вакцинация, в связи с чем, в некоторых странах мира значительно снизился уровень иммунизации населения. Однако, проведя ряд исследований, было доказано, что вакцинация не имеет никакой связи с возникновением заболевания.
  7. Немаловажную роль в развитии данной патологии, по мнению врачей-психиатров и нейропсихологов, играют внешние факторы (холодность и равнодушие со стороны матери и отца, воспитание в детском доме, физическое и моральное насилие ребенка).
  8. Одна из теорий ученых гласит, что причиной аутизма является «врожденная хрупкость эмоций», то есть вследствие негативных ярко выраженных потрясений, пережитых в возрасте до 3-х лет, малыш «уходит в себя», закрываясь от окружающего мира.

Так давайте подробнее рассмотрим, что это за болезнь?

Определение аутизма

Что такое аутизм? Аутизм — это психическое заболевание, которое сложно поддается коррекции, основным проявлением патологии является коммуникативные нарушения и расстройства в сфере восприятия.

[attention type=green]Аутизм у детей встречается в среднем 4-5 случаев на 10000 населения, при этом преимущественно болеют мальчики (в 3-5 раз чаще, чем представители женского пола).[/attention]

Признаки аутизма

Очень часто настораживает родителей до обращения к специалистам, такие признаки аутизма, как:

Нарушение развития неречевой и речевой коммуникации:

  • Отсутствие жестикуляции и эмоциональной окраски, возможное отсутствие речи;
  • отсутствие улыбки и зрительного контакта при общении с собеседником;
  • у ребенка правильно поставлена речь, но при этом беседовать с окружающими людьми желания у него не возникает;
  • у детей отмечаются такие нарушения речи, как неправильная по смыслу лексика, ребенок повторяет раннее услышанные слова и предложения, которые в данной ситуации являются алогичными и неуместными;
  • фонетический окрас речи отличается от речи здоровых сверстников, а именно монотонность, отмечены изменения интонации и ритма — очередные признаки аутизма.

Нарушение развития навыков в социуме:

  • Дети аутисты не заинтересованы в дружбе с людьми;
  • Им свойственно игнорировать окружающих (даже родителей);
  • Дети аутисты не рассказывают близким о своих переживаниях, так как не считают это нужным.

Нарушение развития воображения, которое приводит к ограничению круга увлечений:

  • Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  • Им свойственны перепады настроения, проявляющиеся в виде истерики, при резкой смене обстановки;
  • Аутисты это люди, предпочитающие уединение, и отдых с самим собой;
  • У этих детей присутствует избирательный интерес и воображение в их внутреннем мире и мире их увлечений, которые они тщательно скрывают от окружающих;
  • Дети-аутисты имеют навязчивое желание постоянно держать в руках предмет своего обожания, чувствую себя, таким способом, защищенным и уверенным в себе;
  • Они концентрируют свое внимание только на чем-то одном, при этом абсолютно игнорируя все остальное.

Дети аутисты обладают некой амбивалентностью касательно страхов, проявляющейся боязнью громких звуков, животных, машин, в виде «внезапных страхов», и при этом сочетается с реакцией отсутствия страха на объекты, которые у здоровых детей вызывают только негативные эмоции (например, отсутствие боязни темноты и высоты).

Также помимо изменений в психическом здоровье ребенка, ученые отмечают, некоторые физиологические особенности и склонности к таким заболеваниям, как нарушение сенсорного восприятия, синдром «раздраженного кишечника», дисбактериоз кишечника, судорожный синдром, ослабление иммунитета в виде лейкопении, нарушение экскреторной и инкреторной функций поджелудочной железы.

Диагностика заболевания

Диагностика заболевания аутизмаНесомненно, аутизму присуща специфическая клиническая картина, однако ведущие академии наук продолжают дискутировать, как и когда следует диагностировать это заболевание.

Например, Американская Академия Педиатрии предлагала проводить диагностику всех детей на аутизм при плановых осмотрах в возрасте 1 и 2 года, пользуясь базовыми скрининг-тестами. Но, медицинский комитет Великобритании не рекомендовал осуществлять данный скрининг в общем населении, потому как методики выявились недостаточно точными.

В число скрининговых инструментов входили «Модифицированный Список Признаков Аутизма у Малышей», Опросник Раннего Скрининга Аутистических Черт и Список Первого Года, Тест «Расширенный фенотип аутизма», Тест индекса аутистического спектра Саймона Барон-Коэна и другие.

Также, учитывая специфику заболевания, при исследовании поведенческих норм необходимо брать во внимание особенности различных культур, например, основополагающий признак заболевания, отслеживается согласно продолжительности зрительного контакта, который может отличаться у людей с разной популяции, поэтому скрининговые методы, основанные на нормах одной культуры, далеко не всегда пригодны для использования в других континентах или среди других рас.

Выше перечисленные диагностические мероприятия дают возможность подтвердить ранее замеченные родителями и медицинским персоналом отклонения в сферах восприятия, коммуникации, общем и психическом развитии, развитии речи и адаптации к социуму.

Как было ранее указано, одной из возможных причин развития заболевания может быть органическое поражение ЦНС вследствие родовой травмы, внутриутробной инфекции или различных аномалий развития ребенка, поэтому каждому ребенку с диагнозом «аутизм» необходимо пройти ряд таких исследований, как:

  1. электроэнцефалография – ЭЭГ — для оценки биоэлектрической активности мозга,
  2. реоэнцефалография – РЭГ — для определения состояния сосудов мозга,
  3. эхоэнцефалография – ЭхоЭГ — необходимо для измерения внутричерепного давления (при подозрении на новообразование),
  4. магнитно-резонансная томография – МРТ, компьютерная томография — КТ — неинвазивные методы исследования для анализа структур головного мозга послойно.

Из всего вышеперечисленного, приходим к выводу, что, несмотря на развитие методов диагностики в медицине, основополагающую роль при установлении диагноза «аутизм» играет именно специфическая клиническая картина заболевания, а остальные методики являются дополнительным подтверждением и возможностью найти этиологический источник, в случае подозрения на органическую патологию головного мозга.

Лечение аутизма

На данный момент, учитывая стремительный рост распространенности аутизма, создано множество методик и рекомендаций касательно лечения этого психического расстройства. Наиболее популярными и эффективными считаются методики, разработанные в США — «Прикладной анализ поведения» и «Игровое время». Главной задачей, которых, является адаптация к окружающему миру и социуму, восстановление и развитие коммуникативных навыков.

Лечение аутизма

Сложность этих методик заключается в необходимости длительного, на первый взгляд, малорезультативного лечения, опирающееся на обучении и настойчивом, многократном повторении ранее изученного. То есть, можно сказать, что успех от проводимой терапии целиком зависит от стараний и упорства родителей, так как учебно-воспитательных занятий в специализированных школах и консультаций у психиатра однозначно будет недостаточно. Лечение детей-аутистов необходимо проводить комплексно и с высокой степенью ответственности.

Предлагаю вашему вниманию ряд основных констант корригирующих методик, используемых для лечения аутизма.

Прививание ребенку основных навыков, необходимых для жизни, с условием многократного повторения уже изученного. Учитывая специфику заболевания, необходимо составление и регулярное соблюдение распорядка дня. Дети аутисты, как уже известно, бояться резкой смены обстановки поэтому во избежание усугубления заболевания, родители должны постепенно проводить адаптацию ребенка к новой среде.

Как было выше сказано, больные часто замыкаются в себе и отказываются от общения с окружающими, даже с родителями, поэтому их необходимо «приучать» к себе, но делать это постепенно! С ребенком нужно проводить много времени вместе, участвуя в его играх, тем самым показывая, что он не один, и вы в нем заинтересованы.

Самая распространенная причина, порождающая в нас страхи и обиды, а порой даже и развитие психических заболеваний — это моральное насилие, проявляющееся в грубости, необоснованных наказаниях. Поэтому, в случаях с детьми-аутистами, следует быть терпимым, и устанавливать контакт с ребенком без помощи криков и наказаний.

Детям-аутистам характерна «эмоциональная тупость», исходя из этого, родители должны обеспечить максимальный эмоциональный контакт с ребенком, посредством ласк, добрых слов и игр. В случаях, если речевое взаимодействие с ребенком затруднено, можно общаться с ним с помощью карточек или картинок, это обеспечит более тесный контакт с больным и повысит уровень доверия к вам. Но, ни в коем случае, нельзя заставлять ребенка говорить или наказывать его за «непослушание».

Нужно научиться балансировать режим «общение-уединение». Поэтому, необходимо делать перерывы между играми и другими видами общения, так как ребенку необходимо уединение. Для улучшения физического здоровья и снятия стресса, вместе с ребенком нужно делать физические упражнения.

Как известно, дети аутисты — часто концентрируются на одном действии, выполняя его, по мнению окружающих, необоснованно долго. Поэтому нужно запомнить, что ребенка нельзя торопить и подавлять его инициативу.

Правила питания

Одним из важных факторов, о которых не следует забывать, соблюдение безказеиновой диеты. Что это такое?

  • отказ от пищи с содержанием казеина (молочная продукция), злаковых;
  • не стоит употреблять продукты, содержащие консерванты и красители;
  • соблюдение бездрожжевой диеты;
  • контроль над уровнем сахара;
  • включить в рацион большое потребление клетчатки;
  • суточный объем воды — 25-50 мл/кг.

Медикаментозное лечение

Следует учесть, что коррекция заболевания заключается не только в использовании психологических методик, но и медикаментозно. Аутизм у детей часто сопровождается различными вегетативными и соматическими расстройствами.

В широком спектре лечения аутистов в стационарных условиях применяются психотропные или противосудорожные препараты, так как дети аутисты склонны к судорожным состояниям из-за лабильности психики.

При повышенной неврозности — антидепрессанты (адаптол, сертралин) и антипсихотики (галоперидол, дроперидол), но злоупотреблять и принимать без назначения врача не рекомендовано, так как данные препараты часто могут оказывать побочное действие или обратный эффект.

В редких случаях используется методика введения мелатонина (основной гормон эпифиза, который регулирует суточный ритм организма), к сожалению, препарат оказывает непродолжительный эффект.

Прогноз аутизма

Аутизм — это неизлечимое заболевание, но в то же время в детском возрасте нередко наступает стойкая ремиссия, это случается при своевременном прохождении интенсивной терапии и правильном психологическом подходе.

Многим детям с аутизмом не хватает социальной поддержки, крепких отношений с людьми и понимания, но при этом всем с возрастом симптоматика часто сглаживается. Залогом успеха в коррекции заболевания является правильная психологическая поддержка, терпимость и понимание со стороны родителей и окружающих.

https://www.youtube.com/watch?v=J-9XxIZ-XVQ

Аутизм – что это такое? Это не порок, это нестандартное мышление и способ жизни. Ведь вследствие того, что аутисты обладают неровным развитием, и у них есть возможность развиваться и достигать высот в конкретной узкой сфере деятельности.

Для подтверждения этой теории достаточно вспомнить несколько выдающихся людей-аутистов — Винсент ван Гог (одаренный художник с мировым именем), Альберт Эйнштейн (известный физик, Нобелевский лауреат, создатель теории относительности) Вуди Аллен (знаменитый актер и кинорежиссер).

Оцените статью
Добавить комментарий